«О деловой игре и научном обществе»

 

        Образовательный процесс противоречив, а значит проблематичен. Создаваемая проблемная ситуация, включающая  в себя противоречие, содержит затруднение, препятствие в чём – либо, которое в свою очередь трактуется  как проблема. Определение проблемы и способы её решения способствуют развитию личности и педагога, и учащегося. Поэтому  учителю очень важно уметь и  создавать, и разрешать  проблемную ситуацию, руководствуясь определёнными принципами, правилами, способами и приёмами. Ещё важнее – научить этому своих воспитанников.

        Этому и была посвящена деловая игра « Проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся», проходившая в Доме детского творчества. Участники игры - члены межшкольного творческого  объединения педагогов  школ райцентра. МБОУ СОШ №1 представляли Шеворакова И.А., Макарова М.А., Бражникова Л.В., Лега Т.В., Нуржанова А.М. . От МБОУ СОШ № 2 участвовали Новокшонова О.Н., КандауроваО.А ., Рохмистрова Е.С.. Трофименко Т.В., Тесля Р.А., Гурьянова Т.В., Рожкова И.Н. выступали от МБОУ СОШ № 3. Участников игры приветствовала директор ДДТ Вострикова Т.М. Экспертиза участия педагогов в игре была осуществлена преподавателем АФ ГОУ ОГУ, кандидатом педагогических наук Соломоновой Т.П. По итогам игры участники были поощрены благодарностями ДДТ  в различных номинациях.  Вопросы организационно- технического  содействия деловой игре решались методистом ДДТ Шинкарёвой Т.П.        Деловой игре предшествовало  теоретическое  и тренинговое обобщение информации.

       Творческие объединения педагогов – одно из направлений деятельности районного научного общества учащихся (РНОУ), другим направлением являются творческие объединения учащихся –исследователей. Необходимость подобной деятельностной интеграции продиктована субъект-субъектным взаимодействием участников образовательного процесса. При этом целевая установка в деятельности педагогов состоит в выработке механизма перевода исследовательских умений учащихся, формируемых в традиционной учебной деятельности в другую, внеурочную  практическую сферу.               Следует отметить, что сфера дополнительного образования локальна, но она является прямым продолжением учебной деятельности. Поэтому умение педагога и учащегося найти место уже  сформированным  на уроке умениям в другом виде деятельности очень значимо. Это способствует рациональной организации времени, интеллектуальных умений учащихся, препятствует их перегрузке и, разумеется , способствует дальнейшему развитию внеурочных интересов учащихся  и обогащению их жизненного пространства. Ведь очевидно, что почти все мы, и взрослые, и дети   практически поставлены в одинаковые жизненные условия, но кто-то учится и работает разнопланово, более глубоко и профессионально . Это, во многом,     результат умения организовать свои навыки, придав им универсальную для всех видов деятельности исследовательскую направленность.

          Универсальные навыки важны и  в написании учащимися исследовательской работы. Вне сомнения, умение учащегося создать законченный интеллектуальный труд  - это позитивная перспектива в его  самообразовании и самореализации и в школьные, и  в послешкольные годы. Организацией  этой  работы, используя все элементы целостного образовательного процесса, занимается районное научное общество учащихся.

 

                                                                                                            Т.Драпоенко.

 

 




Исследователям и их родителям

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

                          ПО ПОДГОТОВКЕ 

             ПРОЕКТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

 

 

Исследовательская деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью  понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельости, нормой её проведения.

Исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его понимание, сущностную характеристику деятельности человека (А. Н. Поддьяков).

Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (Л. И. Савенков).

Исследовательская позиция - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность искать и находить ранее ему не известное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А. С. Обухов).

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- формируются универсальные способы учебной деятельности, что даёт импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- значительно расширяется кругозор в предметных областях;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

- наилучшим образом развиваются творческие задатки.

К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:

 информационно-реферативные;

 проблемно-реферативные;

 экспериментальные;

 натуралистические и описательные;

 исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это прежде всего компиляция литературных данных.

В случае рефеативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трёх последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Функции исследовательской деятельности:

- в дошкольном образовании и начальной школе - сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации;

- в дополнительном образовании - создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей.

Исследовательская деятельность проходит следующие этапы:

1. Возникновение идеи или проблемы.

2. Решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование).

3. Реализация идеи на практике.

 

Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта)


Особенности исследовательской деятельности школьников в краеведении

Методические материалы .

1. Обоснованность использования исследовательской деятельности в школе
В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из “следа”, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.
Главная цель исследования должна пониматься ее руководителем и исполнителем как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
Условия же могут быть такие:

  • соответствие нормативно-организационной базе (Положение об исследовательской, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе в школе, НМС, модель данной деятельности, Положение о НОУ);
  • организационная структура, координирующая данную работу органов (НМС, Совет НОУ, секции НОУ и т.д.);
  • полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры. При этом высший орган – конференция учащихся и педагогов, в задачи которой входит обсуждение хода и итогов научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы, утверждение планов деятельности.

Результативность инновационного поиска во многом зависит от уровня научного руководства, заинтересованности и слаженности действий участников работы, четкости распределения заданий, точности критериально-оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.
При серьезном и ответственном отношении к делу научно-исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими его видами. Также научно-исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества.
Руководителю необходимо организовать и совершенствовать научно-исследовательскую работу на основе дифференцированного и индивидуального подходов. Педагогов важно научить не только комплексной методике научного поиска, но и сформировать у них умение и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента, обобщать и оформлять материалы и использовать их в преподавании учебных предметов.
Научно-исследовательская деятельность школьников несет в себе ряд особенностей:

  • она, как правило, носит конструктивно-деятельностный характер, педагогическая задача которого – не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;
  • она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.

Мне кажется целесообразным разработать обязанности руководителя ученической исследовательской работы. Их перечень может быть следующим:

  • оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
  • составление рабочих программ исследований;
  • составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;
  • текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;
  • выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
  • оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
  • оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

  • соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

Безусловно, полезно выработать показатели эффективности исследовательской работы и руководствоваться ими при оценке достижений учителя и стимулирования его саморазвития на основе соединения теории и практики, и тогда возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса будет наглядной для всех участников учебно-воспитательного процесса.
3. Формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности
1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

2. Поисковый (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);

4. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

5. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

4. Основные этапы исследовательской работы
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
5. Выбор темы
5.1. Темы детских исследований
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.
ЭМПЕРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Например, работа “Книга рекордов нашего класса”. Понаблюдав за своими одноклассниками и определить, кто в какой области “самый-самый” (самый спортивный, самый модный, самый аккуратный, кто лучший математик и т. д.).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.
Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей ит. д. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.
5.2. Правила выбора темы

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  5. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  6. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

6. Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.
7. Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников
7.1. Развитие умений видеть проблемы
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
7.2. Развитие умений выдвигать гипотезы
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
7.3. Развитие умений задавать вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы?
Вопросы можно поделить на две группы.
Уточняющие (прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?
Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
7.4. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации:

  • члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
  • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.